Однажды с бабушкой мы смотрели ее старый фотоальбом. Сейчас такой в диковинку. Большие жесткие серые страницы. Аккуратно наклеены черно-белые фотографии с фигурными зубчатыми краями. Под каждым снимком короткое название и дата. С одного на меня смотрит русоволосая девочка. Две косички ручейками спускаются по худеньким плечам. Не разглядеть на черно-белом фото цвета нарядного платья и новых туфелек. Наверняка, это не обычный день, девочка приехала с родителями на праздник. Подпись: «1941 год, г. Давлеканово. Полине 12 лет».
Я переворачиваю страницу за страницей, но больше фотографий милой девочки нет. Интересуюсь, почему.
- Завтра узнаешь, она сама нам расскажет, - говорит бабушка.
Я ошеломлена: уже завтра я встречусь с той девочкой Полиной из 1941 года! Всю ночь не могла уснуть, у меня было столько вопросов. И вот долгожданное утро. Мы сели в полупустой автобус, и он тяжело, будто тоже не спал всю ночь, повез нас по пыльной дороге. Я представляла себе полыхающие зарницы. Бьют орудия, рвут воздух снаряды. Сырой окоп, где солдат в минуту покоя пишет письмо матери, что жив, а может, стих любимой девушке или коротенькую сказку маленькой дочке. А может, это папа той девочки Полины, он обещает ей скоро вернуться с победой.
Мы приехали. Деревня Поляковка. На пороге дома стояла невысокая худенькая бабушка. В светлой чистой комнате за гостеприимно накрытым столом разглядывая медаль «За трудовую доблесть», я завороженно слушала рассказ бабушки Полины.
Когда пришла война, она, как и все ребятишки, больше испугалась слез взрослых, ухода в неизвестность отца, деда и очень многих мужчин их деревни. Понимали дети, что близится что-то страшное, что не будет больше веселых игр и забав. Так началась взрослая жизнь маленькой Полины. Взрослая жизнь, с взрослым трудом и взрослая борьба за победу. Работа в поле, на ферме, где молока надоить нужно взрослую норму, а ведро такое огромное, тонкие ручки еле тащат! Потом она работает на комбайне, возит зерно на ток, ворошит его лопатой, чтоб просохло – будет хлеб солдатам. Сильными стали руки Полины, на сенокосе она ловко складывает сено в скирды. Перед сном при свечке напишет девочка письмо отцу на фронт: что в полях работы идут, урожай будет, что коров-кормилиц берегут. Что взрослая она теперь совсем, все умеет, со всем справляется. Да и братья вон какие стали: и трактор отремонтируют, и в поле работники незаменимые. Тоже отложили детство на потом. Только возвращайся, папа, с победой! Сложит Полина тетрадный листок в треугольник, представит, как отец его получит, вот обрадуется-то! А дети его – вон какие! Труженики тыла! С такими ребятами и победа ближе!
Вечером мы возвращаемся с бабушкой домой. Тот же автобус везет нас уже легко. Солнце готовится к закату. Это мирный закат, а не зарево пожарищ. Будто чижи, носятся ребята по растаявшей лужайке, наперегонки бегут вдоль ручейка, спорят, чей кораблик доплывет быстрее. А девчушка с той фотографии, сколько корабликов она отправила в плавание по ручейку? Сколько одежек сшила любимой кукле, сколько песенок ей спела? Скольких ребят обогнала наперегонки? Труженица тыла, взрослая работница, маленькая Поля.
Дома я снова открыла старый фотоальбом. Пожелтевшая от времени фотография «1941 год, г. Давлеканово. Полине 12 лет». А дальше совсем взрослая красивая девушка. Тугая русая коса послушно спускается по плечу. Серьезный, скромный взгляд (а я знаю, что глаза васильковые). Под фотографией подпись: «1945 год. Якушенко Полина Петровна. Труженица тыла». Помогла она приблизить победу. Папа ее с фронта так и не вернулся. В ответ на письмо-треугольник семья получила повестку о том, что пропал их солдат без вести.
Теперь я знаю, какое было детство в войну. И снова спрошу себя: «А детство ли это было? Ответить теперь могу. Их счастье было – выжить для победы, выстоять, выдержать. Чтоб вернулись отцы, деды, братья с фронта не на опустевшую и осиротевшую родину. Чтоб знали они там, на поле боя, что жизнь продолжается для них, для их родных, любимых. Что все вместе они закончат войну, и мы, их внуки и правнуки, будем знать только мирное небо, только счастливое детство рядом с родителями. Я благодарна Полине из 1941 года, ее брату Николаю (моему прадеду) и всем участникам Великой Отечественной войны – настоящим героям, за то, что дни наши радостны и беззаботны. Простите нас, ребята-труженики тыла, мы так мало знаем о ваших трудовых подвигах… (Ксения Шангурова).