Солдатское письмо – хитро сложенный треугольник. Сколько надежд и тревог несли такие послания с далекой передовой в родные края. Несколько таких писем бережно хранит житель нашего города Александр Александрович Маликов. Одно из них написано братом его бабушки в марте 45-го, накануне Великой Победы. Тогда автор даже не предполагал, что до долгожданного дня осталось совсем немного.
Пожелтевшая бумага, выцветшие чернила, штамп отделения Военной цензуры № 10723. О чем писал двадцатилетний солдат, уроженец Давлеканово, рядовой 165-й гаубично-артиллерийской бригады большой мощности Алексей Маликов в марте 45-го? Он думал о семье и писал о том, как хочется домой.
«Здравствуйте дорогие родители, папа и мама, сестренка Тося и маленький Шурик! Шлю я вам свой горячий солдатский фронтовой привет. И желаю я вам самого наилучшего пожелания в вашей тыловой жизни. Дорогие папа, мама и Тося, хочу сообщить, что в настоящий период я жив и здоров, чего и вам желаю. Я получил 12/3-45 г. два ваших письма, и в одном письме я получил самое дорогое, чего я ждал целый год - это фото Шурика. Я не ожидал, что он такой стал. Я думал, что он все такой же маленький, как тогда, как я поехал из дому. Но прошло уже больше года, как я не видел его и своих родных. Сейчас я нахожусь в Латвии, на 1-м Прибалтийском фронте.
Папа, мама и Тося, вы не обижайтесь, что редко пишу, просто у меня нет свободной минуты, сейчас в боях. Но я когда получил фото, то решил ответить ночью, когда все отдыхали после долгих боев. Пишу письмо и представляю, как будто я, Тося и Шурик играем с Шариком. Папа, мама, Тося, если б вы знали, как я скучаю по вам всем. Когда удается уснуть, то я за каждым разом вижу вас во сне.
Тося, вы пишите чаще, а то мне очень трудно. Все думаю, как вы живете, как там у вас хорошо, никаких выстрелов не слышно и разрывов и смерть не ждет, а тут смерти в глаза глядишь каждую минуту. Но когда я получил Шурика фото, то встал во весь рост и думаю: если убьет, то хоть Шурика посмотрел.
Тося, опишите, какие новости есть в Давлеканове, кого взяли в Р.К.К.А. Пока остаюсь, жив и здоров. Всех вас крепко целую. Я пишу и смотрю на фотокарточку. Еще раз целую крепко. Ваш сын Маликов. Жду ответа».
Алексей Егорович Маликов погиб 9 мая 1945 года во время ликвидации Курляндской группировки фашистов и похоронен в Латвии, у хутора Ветсвагари Приекульского района.
Он больше не увидел своего племянника Шурика, которого очень любил и защищал от фашистов. Не встретился с родными, переписка с которыми согревала душу в тяжелое военное время. Не вернулся в Давлеканово, где мог бы обзавестись семьей и прожить счастливую жизнь.
Сегодня Александр Маликов говорит: «Тот Шурик – это мой отец. Это его фото безмерно радовало моего двоюродного деда на войне. Как много значат для человека дом, семья и родные люди. Письмо с фронта помогает это понять как нельзя лучше…».