Окунуться в атмосферу военных лет, стать свидетелем «сражения», подкрепить силы солдатской кашей, приготовленной на полевой кухне, отдать дань уважения ветеранам, участникам Великой Отечественной войны у Стены памяти, сфотографироваться с «Минигали Шаймуратовым», «Сталиным», «Рузвельтом» и «Черчиллем» можно было, побывав на масштабном мероприятии в гимназии № 5 – военно-исторической реконструкции «Героика».
Рассказывает директор гимназии № 5 Наталья Суркова:
- Идея реконструкции родилась у гимназистов и преподавателей ещё в 2023 году, когда готовили заявку на инициативное бюджетирование. Мы посчитали, что сейчас, когда нацизм вновь поднимает голову, идёт СВО, особенно важно воссоздать для школьников военно-историческую обстановку Великой Отечественной войны, окунуть их в эту атмосферу. Дать им самим возможность хоть отчасти представить себя участниками событий тех грозных лет, испытать то чувство, когда с автоматом в руках встаёшь на защиту Родины, когда видишь, как низвергается фашистский флаг и над позицией водружается красное знамя Победы, ощутить единение и поддержку товарищей в одном общем деле. Ведь поколение наших ветеранов уходит, и совершенно необходимо, чтобы не прерывалась живая память о великом подвиге нашего народа, наших дедов и прадедов, уже один раз победивших фашизм. Начиная с 2023 года, в рамках проекта «Героика» гимназия проводила небольшие тематические реконструкции, посвящённые блокаде Ленинграда, Сталинградской битве и другим памятным датам. И военно-историческая реконструкция стала масштабным, завершающим действием.
Старт мероприятию дала торжественная линейка, на которой с приветственным словом к учащимся обратился замглавы районной администрации по социальной и кадровой политике Юрий Кузнецов. Он пожелал ребятам удачи и отметил важность патриотического воспитания. Тон празднику задали гимназисты танцевальным флешмобом в костюмах: казачьих, матросских, башкирских, сороковых годов, воинов СВО. Сшили их на давлекановском предприятии «Профи форм». После чего началось само грандиозное действо, в котором приняла участие вся школа: почти семьсот учеников с первого до одиннадцатого класса и преподавателей гимназии. На обширной территории образовательного учреждения были сооружены укрепленные «вражеские позиции» из двухсот пятидесяти плотно набитых мешков. Материалом для их «начинки» послужили собранные на школьных субботниках листья.
У каждого класса была своя боевая задача и своя форма. Так, первоклассники заступили на охрану государственной границы и отразили первое нападение немецко-фашистских захватчиков, роль которых исполняли студенты уфимского железнодорожного техникума, бывшие выпускники гимназии № 5. В реконструкции последовательно воссоздали такие реалии Великой Отечественной войны, как плен и вынужденное отступления первых дней, героическая оборона и партизанские вылазки в тыл врага, работа разведчиков и взятие языка, стремительное наступление на противника и подвиг Александра Матросова, взятие вражеских укреплений отважными десантниками и разминирование позиций сапёрами, а также многое другое. Раненых девочки-санитарки, используя носилки или подставляя своё плечо, доставляли в санчасть, где бойцам оказывали необходимую помощь. Завершилась реконструкция, конечно же, штурмом «Рейхстага», водружением над ним красного знамени и победным парадом. Заключительным, очень ярким аккордом, в небе над полем сражения прогремел настоящий салют.
На средства программы инициативного бюджетирования были приобретены музыкальное оборудование, костюмы, декорации: юрты, палатки и другое. Многое гимназисты и педагоги сделали своими руками: изготовили флаги и портреты своих родственников - участников Великой Отечественной войны для Стены памяти, принесли бинты и материалы для медчасти, подобрали военную форму, пилотки, вооружение. Всё время звучала музыка – песни военных лет, самые известные и любимые не одним поколением граждан нашей страны. Действовало пять тематических площадок. Среди них походный госпиталь с юными санитарками в медицинской форме той эпохи. Особой популярностью пользовалась полевая кухня, в палатках которой можно было выпить горячего чаю, поесть вкусной гречневой каши. Ещё на одной площадке ребята проходили курс молодого бойца, разбирали и собирали под руководством педагога-инструктора автомат. На привале выступала с музыкальными номерами боевая агитбригада, поддерживая патриотический дух воинов. Работала полевая почта, где участники реконструкции писали письма с добрыми пожеланиями своим товарищам, а почтальоны доставляли заветные треугольники адресатам на поле боя. Кроме того, гимназисты в этот день написали более ста писем со словами поддержки участникам специальной военной операции, желая им победы и скорейшего возвращения домой. И везде царила атмосфера воодушевления и настоящего праздника.
- Было очень интересно, - поделилась учитель начальных классов Галина Прокудина. - Ребята загорелись идеей реконструкции, мы долго готовились, подбирали костюмы, реквизит для нашего партизанского отряда. Наша боевая задача была освободить мирных жителей, захваченных в плен, и мы с ней справились. Школьники сразу включились в игру, увлеклись, их было не остановить, с таким энтузиазмом они действовали, проникшись атмосферой военной реконструкции, прожили и прочувствовали свой небольшой боевой эпизод. Надо было видеть, как горели у них глаза, как они радовались, когда взяли в плен языка. Думаю, этот день останется у них в памяти на всю жизнь.
Гости и участники праздника возложили цветы к стеле на школьном Кургане Славы. Еще долго после завершения мероприятия не пустел школьный двор: ребята и взрослые делали снимки на память, обменивались впечатлениями, рассматривали экспонаты выставки, подготовленной сотрудниками Давлекановского историко-краеведческого музея. Подлинные предметы тех лет: оружие, личные вещи участников Великой Отечественной войны из музейного фонда помогли ещё глубже погрузиться в историю. И школьники, и педагоги показали настоящую стойкость и силу духа, выдержав до конца все испытания, выполнив все свои задачи, несмотря на очень холодную погоду и сыпавший временами лёгкий снежок.