Батыр сходит с пьедестала, чтобы вернуться в обновлённом виде. Рассказываем подробно, почему памятник необходимо демонтировать для реставрации, сколько этот процесс займёт по времени и почему не стоит бояться, что Салават Юлаев не вернётся на своё место.
В Уфе готовятся к реставрации памятника Салавату Юлаеву, который по праву считается главным символом Башкортостана. Этот монумент, созданный скульптором Сосланбеком Тавасиевым в 1967 году, представляет собой 10-метровую чугунную конную статую. Проект реставрации успешно прошёл двойную историко-культурную экспертизу и сейчас находится на оценке в Главгосэкспертизе.
В состав экспертной комиссии вошли: председатель экспертной комиссии – Зайцева Дарья Александровна, ответственный секретарь экспертной комиссии – Быков Александр Михайлович и член экспертной комиссии – Хорликов Алексей Петрович. Они имеют большой опыт в составлении государственной экспертизы на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Работы по реставрации памятника начнутся в ноябре 2024 года, финансироваться они будут за счёт бюджета Уфы: на эти цели планируется выделить более 300 млн руб.
ПАМЯТНИК ПРИЗНАН АВАРИЙНЫМ
14 октября 2024 года Башкультнаследие опубликовало акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Документацию разработало казанское АО «ТСНРУ», экспертизу провели сотрудники санкт-петербургского ООО «С. П. Бург и партнёры». Из них следует, что монумент находится в аварийном состоянии и нуждается в тщательной реставрации. В скульптуре имеются расхождения элементов отливки, в результате чего возникли трещины и коррозия металла. В самом постаменте имеются треснувшие плиты, отколотые фрагменты, масштабные потёртости. Рёбра кургана просели и выветрились.
Таким образом, ремонта требует не только сама скульптура всадника на коне, но и пьедестал, на котором стоит памятник, и даже курган, который ежегодно движется в сторону реки. Затягивание с ремонтом рискует обернуться обрушением всего памятника.
ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО
Будет восстановлен утраченный элемент упряжи - нагрудник в форме кованой бляхи с геометрическими узорами, что позволит вернуть памятнику его историческую идентичность. Также планируется вернуть исторический тёмно-серый оттенок, изменённый на бирюзовый в 2005 году.
Для восстановления несущей способности памятника будет заменен внутренний металлический каркас, который находится в аварийном состоянии. Постамент облицуют идентичными по размеру, форме и фактуре блоками чёрного полированного гранита.
Также проект предусматривает восстановление первоначальной формы и габаритов кургана и его усиление.
СНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
Эксперты в один голос подтверждают необходимость снятия скульптуры с постамента и реставрацию в специально подготовленном и оборудованном помещении. Это связано с необходимостью замены внутреннего несущего каркаса памятника.
– Памятник состоит из нескольких конструктивных особенностей. Внешняя оболочка - более чем из 60 частей. Внутри данной оболочки расположен несущий каркас, состоящий из швеллеров и двутавров. Экспертиза подтверждает необходимость замены внутреннего несущего каркаса памятника, в связи с этим необходима разборка памятника и возможность получения доступа к внутреннему несущему каркасу. Не снимая, это сделать невозможно, – рассказал заместитель начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Айнур Муслюмов. – Необходимо отремонтировать и сам пьедестал, на котором стоит скульптура. Техническое состояние именно бетона внутри неудовлетворительное.
Памятник весит более 40 тонн, и ремонтировать его, не производя демонтаж, рискованно. Кроме того, планируется привести в порядок и сам курган, на котором расположен памятник. Без демонтажа скульптуры доступ к нему будет недостаточным.
– При выполненном демонтаже у скульптора будет доступ и более спокойная работа с реставрацией памятника. Организация, которая занимается в настоящее время разработкой проектной документации, имеет опыт реставрационной работы с памятником «Родина-мать зовет!», – отметил эксперт.
Реставрация памятника Салавату Юлаеву в мастерской имеет множество преимуществ, считает скульптор, автор более 40 монументальных композиций Салават Щербаков.
– В цеху памятник можно раскрыть, просветить, прогреть, посмотреть каркас, сделать замены, сварочные работы. То есть, в мастерской он может быть полностью восстановлен с учётом всех художественных особенностей, чего не сделаешь на улице. Там и погодные условия влияют, и другие неудобства. К тому же остро стоит вопрос необходимости ремонта постамента и кургана, – рассказал он.
ДЕМОНТАЖ ПАМЯТНИКОВ — РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРАКТИКА
Многие известные архитектурные объекты были подвержены демонтажу при реставрации. Один из ярких примеров – реставрация знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница». В октябре 2004 года памятник спешно увезли на ремонт – он представлял собой полуразрушенную груду металла. Ржавчина въелась так глубоко, что скульптуру разбирали на 40 частей, чтобы восстановить каждую по отдельности. Похожий путь к обновлению прошёл и памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, расположенный на Красной площади. Старинная скульптура создавалась на народные пожертвования, работа над ней продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года.
Таким же способом в 2020 году в Москве был отреставрирован памятник маршалу Жукову. Подобные примеры можно найти и в других городах нашей страны и за рубежом.
«ЗАБЫТЬ ВЕРНУТЬ» ПАМЯТНИК САЛАВАТУ ЮЛАЕВУ НЕВОЗМОЖНО
Слухи о том, что памятник снимут и не вернут на место не имеют никакого основания. Работы по восстановлению монумента будут производиться в Уфе.
Монумент не могут просто взять и забыть. Памятник Салавату Юлаеву – это неотъемлемый символ республики. Для многих россиян Башкортостан ассоциируется с данным памятником и именем Салавата Юлаева.
Его образ тесно вплетён во все сферы жизни жителей Башкортостана. В честь него названы многочисленные архитектурные объекты, улицы, села, район, город. Его именем названы улицы на Украине, в Эстонии, Казахстане. Имя батыра прославляет известный на всю страну хоккейный клуб, учреждены государственные ордена и премии.
В республике ежегодно празднуются Дни Салавата Юлаева, в рамках которых проводится республиканский фольклорный праздник Салауат йыйыны. Летом 2024 года на родине батыра - в Салаватском районе был открыт историко-мемориальный комплекс «Салауат ере» - «Земля Салавата».
Кроме того, официальный герб республики представляет из себя изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца. Все эти символы и объекты служат постоянным напоминанием о значимости Салавата Юлаева для Башкортостана.
Даже герои нашего времени тесно связаны с Салаватом Юлаевым. Наши земляки, участники специальной военной операции, состоят в двух башкирских батальонах особого значения имени Салавата Юлаева в составе войск национальной гвардии. Военнослужащие батальонов доблестно выполняют боевые задачи на Донбассе и в Курской области.
В годы Великой Отечественной войны башкирский народный герой вошел в пантеон героев, наряду с Александром Невским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым. В 1941 г. на советские экраны вышел фильм «Салават Юлаев», созданный Яковым Протазановым, стоявшим у истоков российского кинематографа.
Образ национального героя Башкортостана активно использовался борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В 1943–1945 гг. в Красной армии имелись две воинские части, носившие официальное наименование, связанное с именем национального героя башкирского народа, – бронепоезд и артиллерийский полк. Герой России и легендарный командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратов в своих речах перед личным составом неоднократно использовал фразу: «Потомки Салавата отступать не умеют».
Реставрацию памятников можно сравнить с инвестицией в будущее, способствующей сохранению национального самосознания и исторической преемственности. Она даёт возможность вернуть монументу его первоначальный облик и исторический статус, подчеркивая его роль как символа республики.
Фото Галины Бурдилёвой.