Домашняя тушёнка – на передовую
Все новости

Детство тяжелой поры

О жизни в годы войны и послевоенное время в Давлекановском районе рассказала известный и уважаемый ветеран труда

В 1941 году, в связи с началом войны, отец перевез нашу семью из Свердловска, где он проходил военную службу, в деревню Яскаин - место проживания семьи маминого брата. Дядя к этому времени уже ушел на фронт. Вскоре после его убытия, при родах умерла его жена и ребенок. Сиротами остались трое их ранних детей – Фанис, Ильгам и Альфред. Вскоре из Средней Азии в деревню вернулась мамина сестра с двумя детьми – Алиной и Фидаэлем. Так в течение пяти лет мы жили одной семьей - двое взрослых и семеро детей.

Наш дом находился на окраине, и зимой во время буранов нас часто заваливало снегом, а соседи нас откапывали. Старшая сестра мамы была портнихой. Она обшивала всю деревню: шила телогрейки и ватные стеганые штаны. Материалом служили старые плащи и платья, а также одежда ушедших на фронт отцов и братьев. Мама вместе с другими женщинами деревни всю зиму возила зерно на подводах на Давлекановский элеватор. Возвращалась поздно, уставшая, замерзшая и рассказывала, как иногда их преследовали волки. С фронта от отца и дяди приходили письма, которые читал самый старший из нас Фанис знавший грамоту.

В то время в деревне была начальная школа, в которую ходили местные дети и дети из семей жителей блокадного Ленинграда, которых распределяли по сельсоветам. Среди эвакуированных из осажденного города были медики, которые оказывали медицинскую помощь, так как среди детей свирепствовала корь.

Летом мы кормились из леса, собирая грибы и ягоды, а также травы для чая. Наши матери шили нам куклы из тряпок, а весной когда коровы линяли, скатывали из их шерсти мячи, которыми мы играли в лапту. На всю жизнь мне запомнились образы моих друзей и подруг детства – Зубаржат, Светлана, Фавзиля, Минула, Ильдус, Кашифа, Лена, Альберт и Роберт Ахмедзяновы.

В конце 1944 года, после ранения демобилизовался мой отец. Он стал работать председателем Чуюнчинского сельского совета, затем сельского потребительского общества. В 1946 году его перевели в Давлеканово директором «Пищепрома», который находился на улице Сталина (сегодня – ул. Коммунистическая), в здании магазина напротив средней школы № 6, где тогда размещалось педагогическое училище.

В сентябре 1946 года я пошла в первый класс в татарскую семилетнюю школу, которая находилась в здании бывшей мечети. Директором школы была Зухра Сафина, завучем Амина Зарипова, учителем математики Райфа Салихова, русского языка и литературы Сагида Салихова, географии Сылу Минуллина, ботаники Рабига Сабитова, физкультуры Александра Журавкова, начальных классов Фаузия Рахимкулова.

В школе училось много детей погибших и пропавших без вести на фронте давлекановцев. Не хватало одежды и еды, действовала карточная система распределения продуктов. С нами учились ребята старше нас по возрасту, которые не имели возможности учиться во время войны. Многие из учащихся ходили в лаптях, к которым весной привязывали деревянные кубики, чтобы не промочить ноги. Обычно, все мы с нетерпением ждали большую перемену, на которой нам давали кусок ржаного хлеба слегка посыпанного сероватым крупным сахарным песком.

Хлебный магазин находился на улице Иткуловской № 99, во второй половине частного дома. С семи утра, мы – ребятишки занимали очередь и ждали, когда лошадка привезет будку с долгожданным хлебом. Он был ржаной и белый, с определенным весом на семью. На вкус очень кислый, но голод не родная тетка. По домам ходили «попрошайки» с сумой на плечах, как взрослые, так и дети. Помню подростка по имени Фарит, которому моя мама налила стакан молока – он заплакал. У нас была корова, которую маме привел ее брат из деревни, когда из-за ран, полученных на фронте, умер наш отец. Без кормильца, при карточной системе и пустых прилавках – это было нашим спасением.

Летом нас вывозили в пионерский лагерь, который находился в деревне Бердям Чуюнчинского сельсовета. Девочки жили в школе, мальчики в амбаре. Столовая была на опушке леса, под открытым небом. Старшей пионервожатой была Фаина Григорьевна Хабибуллина, которая работала директором Дома пионеров.

В Давлеканово многие жители держали живность и крупнорогатый скот, и по утрам с каждой улицы набирался большой табун. В городе работали две мельницы, которые обеспечивали население дешевыми кормами. Семьям погибших их давали бесплатно. В городе случались перебои с топливом, поэтому в летнюю пору вся детвора участвовала в «производстве» кизяка. Навоз, скопивший за год, разбрасывали по двору и поливали водой, а мы месили его ногами в жаркую летнюю пору. Затем эту массу формовали и сушили. После высыхания, эти навозные кирпичи укладывали на улице в пирамиды, между которых мы играли в прятки. Бывало, набегавшись и умыкнув у мамы наволочку, убегали купаться на Дему. Не умея плавать, но надув из мокрой наволочки воздушный пузырь переплывали на другой берег.

На улице Тимирязева находился детский дом «Спартак», где жили дети со всего Советского Союза, оставшиеся без родителей в годы войны. Местным многодетным семьям, отцы которых погибли на фронте, тоже предлагали устраивать сюда своих детей, но я не знаю такого случая, чтобы кто-то из матерей соглашался с этим предложением, в том числе и моя мама. В такое трудное военное и послевоенное время она сама вырастила четырех своих дочерей. За это всем матерям той поры, хочется поклониться до земли от всех детей войны.

После окончания семилетней школы, мои одноклассники продолжили учебу: кто в техникуме, кто в профессиональном училище, а я продолжила учебу в средней школе №1.

Это был сборный 8 г класс, в который пришли продолжить учебу учащиеся со всех семилетних школ города и района. Половина класса были дети погибших и пропавших без вести, которым выдавали одежду и обувь, и кусочек хлеба на большой перемене.

В этой школе преподавали учителя, эвакуированные из Ленинграда. В вечернее время в школе проводили занятия для вернувшихся с войны солдат.

Здесь нас учили шить и вязать, мы участвовали в художественной самодеятельности и выращивали кроликов. В школьном дворе заливали каток и мы катались на коньках привязанных к подшитым валенкам, у многих коньки были деревянные. По вечерам в школе показывали глухонемое черно-белое кино. Ни у кого в домах не было радиоприемников. Единственное радио – круглая дерматиновая «тарелка» висела на столбе в центре города на улице Красная Площадь, куда мы ходили слушать радиопередачи и концерты. Там же мы узнали о смерти Сталина. Люди плакали, так как жизнь стала налаживаться - каждый год по радио сообщали о снижении цен на мануфактуру и продукты. На полную мощь заработали строительные и промышленные организации, где люди могли трудоустроиться и получать заработную плату.

После окончания 9 класса, мы учащиеся средней школы №1 и студенты Давлекановского педучилища отправились в деревню Александровку строить Аслыкульскую МТС под руководством прораба Валентина Черникова. Здесь мы научились класть кирпич.

В Давлеканово на улице Сталина находилось сельское профессионально-техническое училище. Ребят, кто без отрыва от учебы окончил курсы механизаторов, в 1956 году направили на освоение целины в Казахстан.

Мы никогда не забудем наших учителей: Эмму Андреевну, Михаила Афанасьевича, Софью Михайловну, Якова Степановича, Нину Федоровну, Василия Осиповича, Лидию Григорьевну. Школа была для нас вторым домом, а учителя вторыми родителями. Они не только давали нам знания, но и вселяли веру в будущее, которое стало настоящим. Все мы получили образование, работу, создали семьи, вырастили детей, дожили до внуков.

Многие после учебы, получив специальность, возвращались в родной район, где участвовали в подъеме города и развитии села: строили дома, школы, детские учреждения, клубы, библиотеки, животноводческие фермы. По строительству жилья, развитию животноводства, промышленности и культуры среди 56 районов Башкирии, Давлекановский район был в первой десятке.

Во главе достижений района стояли Ф.М. Павлов, С.Н. Тартыков, А.Ф. Масленников, Х.Н. Султанов, М. Сабиров, С.М. Халиков, П.В. Лапонова, Г.Ф. Тахаутдинов, Н.П. Воликова, Е.К. Погорелец, В.М. Равилов. Многие из них были фронтовиками.

Дорогие мои одноклассники, друзья и подруги, нам не легко вспоминать о нашем босоногом и голодном детстве, но о тяготах этой тяжелой поры должно знать и помнить молодое поколение, поэтому я взялась за перо…

Я поздравляю всех детей войны с 75-летием Великой Победы и желаю счастья, здоровья и мирного неба вам, вашим детям и внукам!

Д.Т. Гильманова(Кабирова)

ветеран труда

Читайте нас: