Закончились самые продолжительные школьные каникулы. Пришло время открывать учебники и тетради и включаться в нелегкую работу по добыче и усвоению знаний. Пока дети радуются встречам с друзьями, делятся впечатлениями от летнего отдыха, мечтают о новых каникулах, взрослые переживают за их школьные успехи и пытаются настроить своих чад на продолжительную учебу. Как же помочь школьнику безболезненно влиться в учебный процесс рассказывает Марат Рашитов*.
- Наверняка, все родители замечали, что дети неохотно после каникул включаются в учебный процесс. Как правило, в свободное от каждодневных занятий время школьникам свойственно поздно ложиться и также позже обычного вставать по утрам. Ведь в каникулы можно допоздна смотреть интересные фильмы или проводить массу времени на улице с друзьями. Когда же каникулы подходят к концу, режим ребенка оказывается нарушенным. В результате нередко сразу после каникул дети буквально спят на первых уроках. Им очень сложно сконцентрировать все свое внимание на учебном процессе. Это приводит к тому, что успеваемость вместе с дисциплиной падают.
Чтобы облегчить детям утренние пробуждения, необходимо заранее начинать готовить ребенка к тому, что придется просыпаться пораньше. Ведь приучать к раннему подъему детей нужно постепенно. Для того, чтобы утром ребенок не нервничал и не торопился, его портфель и школьная форма должны быть собраны с вечера. Помогите ему в этом, но при этом не старайтесь сделать все за него. Просто дайте ему возможность положить в рюкзак то, что он считает нужным, а потом при помощи уточняющих вопросов выясните, не забыл ли он все положить необходимое.
Обязательно поддерживайте связь с классным руководителем, интересуйтесь, как ведет себя ваш ребенок на занятиях, успевает ли он выполнять задания. В первые дни ребенку, особенно в младших классах, очень сложно не просто сидеть за партой, но и слушать. И не просто слушать, а выполнять какие-то задания учителя, подчиняться определённым правилам, научиться сдерживать себя, чтоб не выкрикивать с места, не вставать без разрешения. Поговорите с ним об этом, объясните ему в доброжелательном, дружеском тоне, необходимость придерживаться правил поведения в школе, как это поможет ему добиться успеха в учебе.
- На что родителям в первые недели учебы следует обратить особое внимание?
- Родители должны с пониманием отнестись к тому, что в первое время, ребенок может и не приносить высоких отметок. Его успеваемость может не быть хорошей из-за того, что в психологическом плане ребенок все еще пребывает на каникулах и не слишком настроен на учебу. Обязательно спрашивайте у него, как прошел учебный день, что было интересного, что нового он узнал, вопросы должны быть простыми, а интерес искренним.
- Как настроить ребенка на учебу, чем можно его мотивировать?
- Помочь ребенку легко преодолеть период адаптации и безболезненно втянуться в учебный процесс, можно создавая ситуацию успеха. Встречая ребенка после школы, первые 2 – 3 недели старайтесь не акцентировать внимание на его оценках. Подчеркните ценность новых знаний, которые он приобрел на уроке, отметьте его старания и любознательность. Ваша задача вселить в юного ученика уверенность в том, что главное в школе – это не отметки, а удивительные открытия, которые дарит учитель.
- Как лучше организовать режим дня школьника?
- Чтобы правильно составить распорядок дня и рационально распределить время ребенка, необходимо определиться, какие элементы должны быть в нем отражены. Прежде всего, это время на учебу в школе и подготовку домашнего задания. Затем, для детей, посещающих внешкольные кружки и секции, должно быть отведено время на внешкольные занятия с учетом дороги. В распорядок дня включаются пункты, касающиеся приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин), время на прогулки, в том числе и на свежем воздухе при хорошей погоде, какой-либо досуг в домашних условиях и сон. Не стоит беспокоиться, что в 24 часа суток все эти элементы вместятся с трудом. При правильной организации дня времени хватит на все.
- Как поддержать его психологически в первые недели учебного года в соответствии с возрастом?
- Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, психологической помощи, особой родительской поддержки и отдыха. Нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности. Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет психологически адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю ребенок не был чересчур загружен. Хорошо, если у него будет возможность отдохнуть днем.
Что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы. Особенно если говорить о пятиклассниках, которые испытывают особый психологический стресс – ведь им, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, педагогов. Часто в первые недели, даже месяцы учебы они не справляются со школьной программой. Раньше было проще: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, легко что-то забыть. К тому же разные учителя, разные требования, вчерашнему младшекласснику легко растеряться. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием. Помочь ему успокоиться, если ребенок переживает, подбодрить и вселить уверенность, что он справится. Отрегулировать режим дня и нагрузку, чтобы не получилось, что ребенок сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное, или садится за выполнение заданий поздно вечером.
- Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?
- Обязательно. В старших классах начинаются серьезные, близкие к панике, переживания по поводу ЕГЭ. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить напряжение, где-то поговорить с учителем, если чувствуете, что школа нагнетает обстановку. Обычно детям такого возраста помогает отдых на свежем воздухе, правильное питание и хороший сон, а еще психологическая поддержка близких.
Любите своих детей, с вниманием и пониманием относитесь к их проблемам и тревогам, какими бы незначительными они вам не казались, будьте их надежным тылом и крепостью. Благоприятный психологический климат в семье – основа успешности ваших детей не только в школе, но и в жизни.
*Марат Рашитов – практикующий психолог, родился в г. Уфе, учился в средней школе № 3 г. Давлеканово, высшее образование получил в Башкирском государственном медицинском университете им. Акмуллы на факультете «Институт педагогики» и в Башкирском государственном университете на факультете «Психологии». Имеет опыт работы в школе, сейчас трудится по специальности клинический психолог в медико-социальной экспертизе, совмещая деятельность в федеральной структуре с работой в детском лечебно-педагогическом центре «Крошка Енот».