Все новости
Новости
3 Февраля 2021, 12:20

Телефонные мошенники: теперь в их арсенале есть программы подмены номеров входящих вызовов

Неутомимые любители легких чужих денег придумывают все более изощренные и инновационные методы снятия наличных с банковских карт своих жертв.

К сожалению, сейчас существуют и такие схемы, при которых, увы, удается обмануть даже тех, кто старается проверять входящие номера. Злоумышленникам удается звонить с номеров, принадлежащих госорганам и даже банкам.
"Известия" сообщают, что только за сутки в Липецкой области полицейские получили несколько обращений пострадавших от действий лжесотрудников службы безопасности банков. Как сообщает пресс-служба УМВД РФ по Липецкой области, 33-летнему жителю Данкова позвонил представитель банка и сообщил о предотвращении попытки списания денег с его счета, а затем, по классике жанра, порекомендовал мужчина перевести средства на "безопасный счет". Якобы сотрудник банка также сообщил о том, что попыткой списания денег заинтересовались сотрудники правоохранительных органов, а потому ему перезвонят из полиции с определенного номера телефона.
Потерпевший проверил на сайте названный номер телефона и убедился, что он принадлежит УМВД России по Липецкой области. Поэтому, когда ему перезвонили с этого номера, у него не возникло никаких подозрений. Звонивший представился руководителем одного из подразделений УМВД и посоветовал действовать в соответствии с рекомендациями сотрудника банка. Потерпевший, следуя указаниям "сотрудника банка", в течение двух дней небольшими суммами перевел на счет мошенников 411 тыс. рублей, — сообщили в пресс-службе областного управления МВД.
География инновационных преступлений весьма обширна. В декабре в полицию Амурской области поступило несколько заявлений от жителей, ставших жертвами мошенников. На сей раз о звонке якобы сотрудников банка предупреждали уже правоохранительные органы. Такие лжесотрудники госорганов звонили гражданам и предупреждали о подозрительных операциях по счетам, а также говорили о том, что скоро с ними свяжется сотрудник банка, чьи действия абсолютно законны. Те, в свою очередь, предлагали амурчанам перевести деньги на резервный счет или же сообщить номер банковской карты, трехзначный код и пароли из SMS.
Установлено, что, используя программы замены телефонных номеров, злоумышленники фальсифицировали входящие абонентские номера телефонов, вследствие чего они определялись как реально существующие в правоохранительных органах. Для большей убедительности мошенники предлагали проверить в интернете информацию о ФИО, должности и номере, озвученной в ходе разговора.
Заведующий кафедры информационной безопасности НИУ ВШЭ, академик Академии криптографии РФ Александр Баранов рассказал "Известиям" о том, каким образом мошенники используют такой недостаток телефонии.
— Это даже не фальшивая сота, которая, так сказать, аппаратным способом позволяет имитировать другого абонента, а программное обеспечение, которое устанавливается на обычный сотовый телефон. И это ПО позволяет обманывать определитель номера, который стоит в телефоне, и вы видите не номер того, кто звонит, а номер, который вам подставляют. Это такая уязвимость, которую, к сожалению, пока не устранили. Но я думаю, что со временем проведут коррекцию протокола, и тогда это дело устранят. Пока же технически обыкновенный пользователь от этого защититься не может.
Кроме того, существуют и другие не менее хитрые способы воспользоваться чужим номером телефона. «Увы, можно и SIM-карту похитить, кроме того, мошенники умеют эксплуатировать чужие номера и другими способами. Поэтому нельзя доверять телефону, надо перезванивать и пытаться что-то выяснить. И, естественно, не сообщать никаких данных», — подчеркивает Баранов.
Подменить номер в системах телефонии сейчас может любой человек, так как такие инструкции широко распространены в интернете, также отметил эксперт в области информационной безопасности Александр Власов. Однако зачастую мошенники пользуются не только доверчивостью людей, но и их желанием что-то бесплатно получить.
— Никто не читает то, что написано на сайтах банка. А там четко говорится о том, что служба безопасности не имеет права звонить клиентам. Поэтому рекомендация на такие случаи простая — с какого бы номера вам ни позвонили, надо просто класть трубку, не разбираясь. И потом, если у вас закралось какое-то сомнение, можно позвонить в банк самим, — указывает Власов. — А что касается различных социальных служб, то тут людей часто ловят на желании получить что-то просто так. Например, звонит какой-то якобы сотрудник и говорит человеку о том, что ему положена выплата, бесплатное обследование, путевка и тд. И как только произносится слово "бесплатно", большинство российских граждан сразу готовы рассказать номер своей карты и прочее.
Не секрет, что количество звонков по телефону со стороны мошенников резко увеличилось во время пандемии, особенно в первые ее месяцы. Однако, какими бы ни были схемы, мошенники всегда стараются шокировать потенциальную жертву и вывести из состояния равновесия. "Чтобы перехватить управление нашими эмоциями, нашими действиями — нужно шокировать. Дальше вопрос — что делать? На такие разводки может попасться каждый, но не стоит терять самообладание. Также важно позаботиться и о ваших близких, особенно пожилых, а также тех категориях людей, которые долго сидят дома, так как из-за этого они могут утерять некоторые навыки критического мышления. Именно с ними и необходимо проводить такие домашние «киберучения», разбирая ситуации, что делать, если человеку поступит такой звонок", - директор направления "Кибербезопасность для населения" компании "Ростелеком — Солар" Олег Седов.
Читайте нас: