Все новости

Если бы не война

Как военно-полевой роман перерос в историю давлекановской семьи

Если бы не война
Если бы не война

Передо мной последнее письмо моего деда бабушке. Он пишет о своих чувствах и наказывает беречь маленького сынишку. Это строки, наполненные любовью, нежностью и вместе с тем безысходностью. Они перевернули мою жизнь, заставили взглянуть на многие события по-другому, заняться поиском ответов  на вопросы, не дававшие покоя нескольким поколениям нашей семьи.

Первый и главный вопрос: почему курсант Военного авиационного училища разведчиков летчик  Иван Жидких не вернулся после войны к своему сыну в Давлеканово? А сын ждал его всю жизнь. Но так и не увидев ни разу, умер в возрасте 62 лет, взяв  с меня, дочери, слово - найти хоть какие-то сведения о родном отце, участнике войны, при непонятных обстоятельствах пропавшем из поля зрения любимой женщины и малолетнего сына.

 Я стала искать. Мои поиски начались через семь десятилетий после окончания войны. Много прошло  времени   хотелось понять, кто мои родственники по отцовской линии, какие они – ведь это те  корни, которыми  питалось некогда родословное древо, часть которого и моя дочь. Человек не живет на свете сам по себе, у него должна быть история, составленная из поступков его родных. 17 февраля 2005 года  начала раскручивать клубок запутанных событий. Результаты ошеломляли. Впрочем, обо всем по порядку.

Долгих 75 лет в моей семье ничего не было известно о молодом летчике Иване Жидких, с которым у моей юной тогда бабушки был роман. В 1945 году она родила сына Владислава, отца которого уже не было рядом. Из поколения в поколение передавалась история наших старших родственников, наделяемая скупыми подробностями. Из которых самыми яркими стали для меня единственное письмо и фото молодых родителей моего отца.

А все начиналось так. В годы Великой Отечественной войны в Давлеканово были перебазированы Таганрогская авиашкола имени Чкалова и Гомельская фотограмметрическая школа, их объединили в Военное авиационное училище разведчиков (ВАУР).  Наш Жидких Иван Нефедович, 1920 года рождения, окончив Таганрогскую школу пилотов в звании младшего лейтенанта, был прислан пройти обучение в ВАУР (именно в этот период он и познакомился с Сидоровой Валентиной Архиповной, моей бабушкой, матерью моего отца). Иван был способным курсантом, быстро освоил дело аэрофотосъемки, пилотируя новый, в те времена, самолет Пе-2. И уже к сентябрю 1944 года был призван на фронт в строгой секретности в разведывательную авиацию. Так был прерван военно-полевой роман наших молодых бабушки и деда, в результате которого родился в марте 1945 года их сын - мой отец.

Много историй рассказывала бабушка о лихой задорности своего возлюбленного: как он, пилотируя, слал ей воздушные приветы с давлекановского неба, дарил охапки полевых цветов. Как на танцевальной площадке городского парка ему тоже не было равных. Но война брала свое, не оставляя молодым даже призрачной надежды на счастье. Он уходил в пекло войны, а ей оставались  долгие, голодные послевоенные годы ожидания и безызвестности с младенцем на руках. Военкомат не давал никаких сведений о военнослужащем разведчике, о судьбе и местонахождении – на все был гриф «Секретно». 

В нашей семье День Победы, как и во многих других, – «праздник со слезами на глазах». Папа всю свою жизнь ждал, что отец вернется и все встанет на свои места, он еще мальцом пытался во всем подражать ему – бравому герою, по словам мамы: поддерживал хорошую физическую форму, занимаясь спортом, много читал, даже волосы зачесывал как на фото у отца!

Интернет и его ресурсы в 2005 году только набирали свои обороты в нашей стране, мало кто относился всерьез к информации из сети. Но к празднованию 60-й годовщины Победы в ВОВ  был создан сайт «Победители», пройдя по ссылкам которого, набрав данные деда, получила первые сведения о том, что наш Жидких И.Н, 1920 г.р., числится победителем (то есть живым ветераном ВОВ в 2005 году! Живой!) по Липецкой области. Так появилась первая зацепка о возможном месте нахождения деда. Но встречи не произошло, мой папа умер в 2007 году, так и не увидев отца, но он взял с меня обещание, что я найду нашего героя-отца и деда.

В 2017 году к нам на помощь пришел сайт «Память народа», который предоставил военные документы, рассекреченные к тому времени. Среди них были и документы нашего Ивана. Так мы узнали о его месте рождения, службе в рядах РККА, боевом пути части, наградах, а также, что очень ценно, познакомились с журналом боевых вылетов и составе экипажа самолета. Все эти сведения помогли ускорить поиск. Это сейчас я говорю о таких фактах спокойно, а когда находила очередное новое сведение тогда, меня охватывали восторг и необыкновенный трепет.

Через социальные сети мы связались с жителями родной деревни деда Маслово, Становлянского района Липецкой области, которые, будучи людьми небезразличными, подтвердили местное происхождение нашего искомого, более того, дали контактные данные племянников Ивана Нефедовича. Так произошло наше знакомство с родственниками. Оказалось, что Иван из многодетной семьи – 10 детей: 8 братьев и 2 сестры, он третий ребенок.  Родственников оказалось так много, что сложно было представить и запомнить всех. Все это рассказали по телефонной связи двоюродные сестры моего отца Ольга и Валентина, дочери родных братьев Ивана. Я радовалась, что клубок загадок разматывается, но часто думала: а вдруг это не он, не мой дед? Ведь война все так понапутала. После того, как мы обменялись фотографиями с новыми родственниками, вопросы об истинном родстве отпали сами собой, мой папа как две капли воды был похож на своего дядю Михаила, а я, внучка, оказалась точной копией тети Клавдии.

Стало также известно, что сам Иван, всю жизнь прожив в браке с одной женщиной, детей не нажил. Были моменты, как рассказали родственники, отчаявшись, просил у старшего брата усыновить племянника. О наличии сына в Башкирии никто не знал, мой папа оказался единственным сыном, а мы внуками и правнуками (внук и две внучки, два правнука и правнучка), которых ему не довелось увидеть. Он так и не вернулся в Давлеканово к любимой Валентине и сыну Владиславу. Умер Иван Нефедович зимой 2005 года в возрасте 85 лет. После получения этой информации вопросов стало еще больше. Почему же он, просивший у брата ребенка для усыновления, не нашел своего родного сына в Башкирии?

Было решено разбираться дальше. Потом был отправлен запрос в Отдел военного комиссариата Липецкой области по городу Ельцу и Елецкому району, откуда в короткие сроки почтой выслали копии послужной карты, которая «пролила свет» на оставшиеся «темные пятна» биографии. Удалось восстановить хронологию военного и профессионального пути, начиная с 10 класса, который он окончил в городе Ефремове Тульской области, после завершения учебы в семилетке деревни Маслово. После второго курса химического техникума в городе Сталиногорске Тульской области он вынужден был оставить учебу и пойти работать на завод технологом контактной печи. Семья была большая, и он, третий ребенок, помогал прокормить ее в трудное время. В 1939 году он возвращается на родину, продвигается по линии Райком комсомола Липецкой области, заведует Отделом пропаганды и агитации. В 1940 году был призван в Советскую армию, в этом же году был определен в курсанты Таганрогской военной авиашколы пилотов имени Чкалова. После окончания авиашколы, с 1942 по 1944 годы являлся пилотом запасных авиационных полков. И уже в апреле 1944-го он прибывает в Башкирскую АССР в город Давлеканово и становится курсантом Военного авиационного училища разведчиков, откуда и началась история нашей семьи, долгие годы окутанная тайнами.

С декабря 1944 года наш герой самоотверженно выполняет боевые задания на втором Прибалтийском фронте, в составе 99-го Отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка 15 Воздушной армии. За время службы на линии огня в «Курляндском котле» экипажу Жидких И.Н удалось разведать и сфотографировать сотни вражеских дислокаций базирования авиации, судов, пулеметных точек, зенитной артиллерии, оборонительных рубежей противника, установить движение немецких эшелонов, давая точные координаты для уничтожения, не раз подвергаясь интенсивному обстрелу зенитными установками фашистов. За подвиги вместе с боевыми товарищами членами экипажа Жидких И.Н., Задоркин К.И., Гейко В.Е., Голубцов Н.У., Шершенович Г.А. были представлены к Ордену Красной звезды.

После получения такой исчерпывающей информации я продолжила поиски с гордостью. Ведь мой дед был настоящим защитником Отечества – он в сложнейших условиях, постоянно подвергаясь опасности, сделал очень много для приближения Великой Победы.

Теперь я уже кинулась искать членов экипажа. Была уверена, что дед мог поделиться с кем-то из них информацией о маленьком городке Башкирии, где у него осталась любимая девушка. На помощь вновь пришли социальные сети и архивные военные документы известных сайтов. Случилось, как мне казалось тогда и кажется сейчас, чудо. На связь вышли потомки членов экипажа летчиков-наблюдателей, ими оказались сын и сноха Шершенович Георгия Андреевича и сын Гейко Василия Ефремовича . Сыном Василия Ефремовича оказался ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио» Юрий Васильевич Гейко, муж известной актрисы Марины Дюжевой. Нашей радости не было предела, мы обменялись с ними имеющейся в семейных архивах информацией, фото, почтили память  родных героев, орденоносцев. К сожалению, к этому моменту самих героев в живых уже не было. Но все же как здорово было осознавать, что встретились потомки разведчиков, летавших в годы войны на одном самолете и добывавших информацию, благодаря которой уничтожались сотни и тысячи фашистов, их техника и боеприпасы.

Пришел июнь 2019 года, когда  мы с дочерью отправились на личное знакомство с родственниками нашего отца, деда и прадеда в г.Елец Липецкой области. Встреча была теплой, удалось побывать на родине в деревне Маслово, посетить могилы старших предков родителей Ивана- Федосьи Матвеевны и Нефеда Архиповича, 1893 годов рождения, случилась встреча и с виновником нашего рождения Иваном Нефедовичем Жидких, пусть так, на кладбище у могилы, в окружении его родных, но со спокойной душой, полным принятием себя, своей истории, своих предков.

Я намеренно не упомянула в своем повествовании многих подробностей, из которых сложилась вся эта история. Но теперь я знаю, что нельзя судить о человеке, если не знаешь всей его жизни. Передо мной открылось столько причин, по которым дед так и не вернулся в Давлеканово. Но мне это уже неважно. Главное – я познакомилась с родственниками, которые признали нас и были рады. Вместе мы открыли новую страницу истории нашего рода.

Заканчивая свой рассказ, хочу призвать читателей, судьбы которых, подобно нашей, связаны с потерей близких людей в годы войны, я обращаюсь к вам –ИЩИТЕ! Сегодняшние возможности интернета, доступность военных архивов и, самое главное, наличие небезразличных, отзывчивых людей в разных уголках нашей страны, творят чудеса. Мой рассказ вам подскажет, как и с чего начинать. Наш ветеран найден спустя 75 лет! Найдете и вы.

P.S. Выражаю огромную благодарность Р.Ю. Шафигуллиной и А.А. Казанцеву за помощь в поисковой работе.

На фото:

Надежда с дочерью Вероникой в гостях у родственников в Липецкой области.

Штурман В.Е. Гейко.

Стрелок-радист Г.А Шершенович.

Иван Нефедович Жидких в старости.

На могиле И.Н. Жидких. 

Актриса Марина Дюжева с мужем - ведущим "Автоликбеза" Юрием Гейко.

Владислав всю жизнь ждал отца.

Наградной лист Ивана Жидких.

Автор:Надежда и Вероника Осетровы
Читайте нас: