Так, в 2017 году слоган «Потребительские права в цифровую эпоху» вызвал широкое обсуждение набирающей популярность Интернет-торговли и связанных с ней для потребителей рисков. Актуальность поднятых проблем побудила провести этот мартовский день в следующем, 2018 году, под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Не стал исключением и год 2019, который Международная Федерация потребительских организаций, по традиции определяющая тематику Всемирного дня защиты прав потребителей, предложила провести под слоганом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
К таким устройствам можно отнести все смартфоны, носимые фитнес-трекеры, «умные» телевизоры, часы и другие электронные устройства, имеющие функцию подключения к Интернету, способные непосредственно получать, собирать и отправлять различные данные о потребителе и потребительском поведении. В настоящее время, согласно статистическим данным, насчитывается огромное количество смарт-устройств, более 23 миллиардов, что в несколько раз превышает количество живущих на земле людей. Столь широкое распространение «умных» гаджетов существенно меняет способ взаимодействия внутри нашего общества. Вместе с расширением и развитием возможностей увеличиваются риски, связанные с утечкой информации, раскрытием конфиденциальности личных данных и другими аспектами глубокого проникновения цифровых технологий во все сферы жизни.
Вот, что сообщает в этой связи официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://rospotrebnadzor.ru): «Является закономерным то, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и обозначены принципы государственной политики в области защиты прав потребителей, исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу.
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество, и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация».